Click to order
Total: 
Ваше Имя
Ваш Email
Ваш телефон
Промокод
СДЕК
Комментарий
статьи
Что такое байкпакинг?
Байкпакинг (от англ. bikepacking) – это метод перевозки снаряжения, основанный на распределении груза вдоль всего велосипеда. Выступает полноценной альтернативой традиционным рюкзакам и сумкам, концертирующим вес в одной точке – на багажнике.
При байкпакинге груз равномерно раскладывают в несколько небольших сумок – подседельную, внутрирамную и нарульную – а также при необходимости крепится к раме и вилке велосипеда. Суммарный вес перевозимого груза ниже, чем у типовых велосумок и рюкзаков на багажнике, поэтому отличительной чертой байкпакинга является легкий ход велосипеда.
Это отнюдь не подразумевает отказ от каких-то элементов поклажи или обязательное использование ultralight-снаряжения.
При бэйкпакинге акцент делается на анализе предстоящего маршрута, оценке, что понадобится, а что нет, и отказе от избыточного груза.
Пример вдумчивого подхода при минимуме экипировки – продолжительные велогонки с самообеспечением Tour Divide (4 418 км), American Trail Race (8 047 км), Iditarod Bike Race (563-1609 км) и др.

Маршруты этих велогонок пролегают в стороне от населенных пунктов и оживленных трасс. На них нет автомобилей сопровождения для перевозки груза, а также пунктов ночлега и питания. Велосипедист должен пройти маршрут быстрее других, и при этом ему необходима полная автономность – тот самый минимум экипировки при сохранении всего необходимого для полноценного многодневного путешествия.

Именно байкпакинг обеспечивает максимальные скорость, мобильность и управляемость при сохранении автономности и самодостаточности.

Сумки для байкпакинга
При байкпакинге весь груз или основная его часть размещается в трех сумках:
Подседельная
Прикрепляется к штырю и рамкам седла. Объем перевозимой поклажи регулируется скруткой. Некоторые модели имеют жесткую консоль для максимально быстрого крепления.

Нарульная
Имеет цилиндрическую форму, закрывается на скрутку, регулирующую объем. Прикрепляется рулю или через платформу-держатель. Некоторые модели имеют дополнительный карман, увеличивающий количество перевозимого груза.

Внутрирамная
Крепится к переднему треугольнику рамы и имеет несколько форм из-за особенностей конструкции разных моделей велосипедов. Серийно производятся вытянутые и треугольные сумки в нескольких размерах. Многие опытные велосипедисты заказывают индивидуальный пошив, отвечающий их задачам.
Для важных мелочей, которые должны быть доступны на расстоянии вытянутой руки, при байкпакинге используются дополнительные опции:
  1. Фидбэг (от англ. feedbag) и Всячинабэг – небольшая сумка для еды и питья на ходу, крепится к рулю.
  2. Top Tube bag или «бензобак» – сумка на верхнюю трубу.
  3. Fork-Pack – сумка на вилку.
Байкпакинг – это не очередной вариант классической перевозки груза на велосипеде, а полноценная альтернатива.
Преимущества байкпакинга по сравнению
с классическими методами
К типовым способам перевозки груза на велосипеде относят:
  1. П-образные велорюкзаки. Их также еще называют велоштаны. Благодаря дешевизне и максимально возможному перевозимому объему этот вариант является самым популярным. Однако, в отличие от байкпакинга, он создает нагрузку на одну точку – багажник – из-за чего усложняет прохождение некоторых участков маршрутов.
  2. Panniers. Это боковые сумки, которых можно брать столько, сколько нужно. А лишние просто снимать. За счет этого регулируется нагрузка. Однако они дороже и рюкзака, и сумок для байкпакинга. Также, в отличие от последнего, panniers, как и рюкзак, требуют наличия багажника.
Байкпакинг разработан специально, чтобы устранить недостатки двух классических методов перевозки груза на велосипеде. Благодаря этому решаются следующие задачи:
Управляемость и аэродинамика

Классические методы так или иначе создают нагрузку на одну точку – багажник. В связи с этим меняется и поведение велосипеда. Переднее колесо имеет тенденцию уходить наверх при подъемах. Ощутимо изменяется техника поворотов, виражей и преодоления препятствий. Особенно в условиях бездорожья.


Также сумки и рюкзак выдаются по сторонам, создавая сопротивление потокам воздуха. Это особенно ощущается, когда едешь против ветра.


При байкпакинге вес распределяется по всей длине велосипеда, а не концентрируется в отдельной точке. Поэтому сохраняются ходовые качества и управляемость. Также байкпакинговые сумки повторяют контуры велосипеда. Это создает лучшую аэродинамику и значительно экономит силы велосипедиста.

Универсальность
Рюкзак имеет фиксированный объем. Для маршрутов разной протяженности нужно иметь рюкзаки разного объема. Ведь количество снаряжения для недельной велопоездки и тура выходного дня будет разным. Panniers более универсальны в этом плане – их можно брать столько, сколько нужно, а лишние снимать.

Однако сумки для байкпакинга можно использовать не только на велосипеде, но и как ручные в городе – при поездках на общественном транспорте, пеших походах. Они органично смотрятся на велосипеде, не создают впечатление чуждого или исключительно спортивного элемента.

Те же feedbag можно использовать в поездках на работу по городу для перевозки утреннего стаканчика с кофе, офисных мелочей, объектива от фотоаппарата.
Проходимость
Велорюкзаки и классические сумки при крепеже на велосипеде располагаются ниже байкпакинговых. Это снижает проходимость при бездорожье. Например, при движении по колее их снимают, чтобы они не пачкались и не изнашивались, скребя дном о землю.

Также рюкзаки и сумки выдаются по сторонам велосипеда. Это делает невозможным движение рядом по узким дорогам, создает неудобство, чтобы просто идти рядом с велосипедом и катить его под руль.

Как было сказано выше, сумки для байкпакинга повторяют контуры велосипеда, поэтому не имеют этих недостатков.
Совместимость с любым велосипедом
Велорюкзаки и panniers требовательны к наличию багажника. Он устанавливается на подседельный штырь, увеличивает массу велосипеда в среднем на 0,8 килограмма и имеет ограничение на перевозимый вес – производителями не рекомендуются транспортировать на нем нагрузку свыше 10 килограммов.

Некоторые велосипеды – шоссейники, двухподвесы, фиксы, модели с карбоновыми вилками и прочие – не предназначены для багажника. В этом случае велосипедисты приспосабливают его кустарным способом – на вилки и рамы, не имеющие соответствующих креплений. Это не только трудоемкий, но и потенциально опасный процесс. Не предназначенные для установки багажников рамы и вилки могут сломаться. Причем, посреди маршрута или когда велосипедист находится за рулем.

Если первое можно назвать досадной проблемой, то второе создает угрозу для жизни.
Из-за ограничения в весе или отсутствия предусмотренных креплений для багажника велосипедистам часто приходится брать дополнительный груз в стандартный заплечный рюкзак. Это создает нагрузку на спину, которая приводит к нарушениям осанки, болям в пояснице, повышенному потоотделению. Даже если рюкзак не заполнен на 100 %, рано или поздно его лямки начнут давить на плечи, создавая дополнительный неудобства.

Все это негативно сказывается на удовольствии от велопоездки.

Сумки для байкпакинга можно закрепить на любом велосипеде. Единственное ограничение – большую внутрирамную сумку в двухподвес поставить не получится.

Недостатки и критика
сумок для байкпакинга
Эти два явления – критику и объективные недостатки – необходимо разделять. В характере некоторых велосипедистов присутствует консерватизм. Когда они годами использовали багажник для перевозки грузов, им сложно перейти на принципиально иную альтернативу.

Разберем наиболее частые аргументы критиков байкпакинга.
В сумках для байкпакинга мало места
Конечно, они уступают массивному п-образному велорюкзаку. Однако, как было сказано выше, байкпакинг успешно используется профессиональными спортсменами при тысячекилометровых маршрутах на полном самообеспечении. Этот факт полностью опровергает концепцию отсутствия места при байкпакинге и переводит ее в категорию субъективной критики.

Основная идея байкпакинга – максимум мобильности при минимуме веса. Это подразумевает вдумчивый анализ маршрута и продуктового набора. Не более, но и не менее.

Очевидно, что если вы привыкли брать на тур выходного дня десятки банок консервов и посуду под каждый прием пищи – возможности байкпакинга покажутся вам скудными. Байкпакинговые сумки ограничены в объеме. Для некоторых велосипедистов-консерваторов это ограничение. А для кого-то – стимул учиться отказываться от избыточного груза.
Сумки для байкпакинга сложно собирать
Очевидная субъективная критика. В первые разы сложно собрать и велорюкзак, и panniers.

Причина – отсутствие опыта и связанного с ним понимания, что нужно на маршруте, а что нет. Причем и велорюкзаки, и panniers имеют свои нюансы. При переходе с первого на второе нужно также учиться переупаковывать.

Укладка байкпакинга – такой же навык, который приходит с опытом уже после первых поездок.
Подседельная сумка для байкпакинга раскачивается
Здесь есть важный нюанс. Как правило, велосипедисты для тестирования возможностей байкпакинга приобретают максимально дешевую модель. Идея проста и понятна: если понравится – купят более дорогое и качественное, если нет, то и денег не жалко.

Раскачке подвержены именно некачественные и непродуманные подседельные сумки. Качественные модели имеют жесткую фиксацию, из-за чего раскачка сведена к минимуму. Но велосипедисты, отказавшиеся от идеи байкпакинга именно после знакомства с некачественными изделиями, этого так и не узнают.
Сложно достать нужный предмет, находясь за рулем
Это утверждение справедливо для всех методов перевозки груза на велосипеде. Например, насколько удобно, находясь за рулем, доставать необходимое из п-образного велорюкзака на багажнике?

Этот вопрос более эффективно рассматривать не с точки зрения, «что удобно», а с позиции, «что удобнее». Все зависит от конкретного велосипедиста и его предпочтений при подготовке к маршруту. Не попробовав, не узнаешь точно.

С практической точки зрения на маршруте прямо за рулем как правило нужны вполне конкретные вещи – штормовка или куртка, питье, перекус. Для всего того в байкпакинге предусмотрены дополнительные крепления под рукой, о которых было сказано выше. Например, feedbags.

Объективные недостатки
байкпакинга и метод их решения
Байкпакинг применим при велопоходах продолжительностью более одной недели только для опытных велотуристов. Из-за концепции «меньше груза, больше мобильности» упаковка продуктового набора, снаряжения и запасных частей для велосипеда на такую протяженность и продолжительность требует практики. При отсутствии опыта существует риск рассчитать неправильно.

Велотуристам, не имеющим практического опыта, на свои первые подобные маршруты лучше брать классические наборы из четырех panniers, п-образные велорюкзаки и/или прицеп.
Также байкпакинг не подходит для маршрутов, изначально подразумевающих большое количество дополнительного груза. Это, например, поездки на природу с ночевкой и обустройством комфортабельного лагеря с кострищем и любимой многими походной кулинарией. Или рабочие поездки с какой-либо габаритной и тяжелой техникой. Например, аудио- и видеоаппаратурой.

Это же относится и к продолжительным маршрутам зимой по вполне конкретной причине – зимнее снаряжение всегда тяжелее и объемнее весенне-осеннего. При этом зимний тур выходного дня никак не мешает концепции байкпакинга и доступен абсолютно любому велотуристу. А вот более длительный маршрут требует большого практического опыта при укладке багажа.

Таким образом, опытные туристы способны использовать байкпакинг для преодоления практически любого актуального маршрута за исключением самых экстремальных.
Однако эта концепция с успехом применяется в сложных поездках и людьми, не имеющими значительного опыта.

Для этого они комбинируют байкпакинговые и классические велосумки. В этом случае дополнительное снаряжение размещается на багажнике. Некоторые производители оперативно уловили тренд на комбо. В результате появились облегченные мини-багажники, которые позволяют соблюдать баланс веса по всей длине велосипеда.